Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы потребления коммунальных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Цена общедомового прибора учёта холодной и горячей воды (включая стоимость монтажа) — от 70 до 300 тыс. руб.
Федеральное законодательство возлагает обязанности по покупке и установке общедомового прибора учета на собственников жилья и управляющие компании. Собственником многоквартирного дома является муниципалитет. Логично, что все расходы на установку счетчиков должны ложиться на управляющие компании. Однако юристы считают иначе, возлагая ответственность за оплату на собственников жилья.
Поэтому приобретение водосчетчиков и расходы на их установку распределяются между квартиросъемщиками. Размер выплат рассчитывается пропорционально площади занимаемых квартир. Подобная практика полностью закрепилась в системе ЖКХ. Однако есть прецеденты по ее оспариванию, когда суд встал на сторону собственников жилья и обязал управляющие компании установить общедомовые приборы учета за свой счет.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
Какой Норматив На Одн По Воде 2022
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- S об — общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).
- Si — площадь квартиры;
- V д — потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
Общедомовые Нужды На Водоотведение В 2021 Году
О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от 07.12.2021 , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.
Арбитражный суд округа своим постановлением отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и признал незаконными оспариваемые предписания. Суд пришел к выводу, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом: объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2021 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении). Объем воды, поступившей в многоквартирные дома, определен по показаниям общедомовых приборов учета.
На 2021 год, впрочем, как и ранее, по всей территории Российской Федерации нет, и не может быть единого норматива по потреблению ресурсов в многоквартирных домах. В качестве примера можно рассмотреть некоторые административные субъекты в стране, а именно:
- Новосибирская область – на 01.01.2017 за 1 метр квадратных ОДН в домах на три этажа принята величина 0,907 кВт/ч за месяц, в домах на пять этажей – 2,210 кВт/ч, на двенадцать этажей – 4,411 кВт/ч, на тринадцать – зависит от пункта отопления и колеблется в пределах 6,128 и 7,014 кВт/ч;
- Ростовская область – при оборудовании многоэтажного дома лишь лампами оплата составляет 0,6 кВт/ч за месяц, при наличии лифта – 1,7 кВт/ч, с насосным оборудование добавляется ещё 0,9 кВт/ч;
- Саратов – собственники квартир в двухэтажном доме с осветительными приборами в подъездах платят 0,59 кВт/ч за месяц, в домах на четыре этажа – плюс ещё 0,84 кВт/ч, а с насосным устройством 0,97 кВт/ч, для девятиэтажных домов – 1,82 кВт/ч, с лифтом 2,4, с насосом 2,10, а с силовой установкой – 2,72 кВт/ч.
Для полного сведения ОДН к нулю, по мнению специалистов в сфере коммунальных услуг, необходимо устранить все выявленные в квартирах без индивидуальных счётчиков протечки ресурсов. Собственников квартир, в которых проживает большее количество жильцов, чем на самом деле зарегистрировано, необходимо призывать к ответу, поскольку по факту они платят не по счётчику, которого у них нет, а по количеству прописанных человек, а это немалые потери. Кроме того, платить за этих жильцов обязаны остальные собственники квартир, что заведомо несправедливо.
Следующий шаг в расходах и их уменьшении – это монтирование антимагнитных лент на счётчиках, чтобы недобросовестные потребители намеренно не занижали свои показания. Подобные действия являются мошенничеством, и подлежит наказанию в виде штрафа.
Общие домовые приборы учёта действительно позволяют снизить расходы на энергию и прочие ресурсы, показывая, насколько утверждённый норматив по ОДН рационален и каким потребляемым ресурсом злоупотребляют. ОДПУ должны быть установлены на каждом отдельном стояке.
Будут ли ещё изменения?
Будут ли ещё изменения?
В обозримом будущем систему начисления ОДН снова могут реформировать. Подобно разбивке по оплате за свет в домах с электронагревательными приборами планируется пересмотреть нормативы для домов с лифтом и бойлером. Очевидно, что обеспечение общедомовых нужд в них требует больших ресурсов, а потому и норматив должен быть выше, чем у домов без лифтов и бойлеров. Тем не менее, пока он установлен на единой отметке на региональном уровне.
Всё это позволяет надеяться на успешное завершение процедуры оптимизации расчётов по коммунальным платежам не только на уровне страны, но и в каждом отдельно взятом доме. Управляющие компании вынуждены действовать строго в рамках закона, и хотя определённые лазейки для повышения сборов с жильцов у них ещё остаются, с каждым дополнением к реформе ОДН их становится всё меньше, а вместе с тем повышается и уровень жизни каждого жителя России.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).
Наверное, уже все живущие в многоэтажках и пользующиеся услугами коммунальщиков люди успели оценить изменения, которые внесли в начисление ОДН с 1 января 2021 года. Скажем прямо, людям эти изменения мало понравились, поскольку суммы в платежках вышли заметно выше, чем это было раньше. Не удивительно, ведь если отрасль начинает жить по новым правилам, значит, это нужно тем, кто за неё отвечает. А вот людям подобные изменения нравятся гораздо реже. Но деваться некуда, поскольку повлиять на происходящее, мы мало чем можем, так что приходится подстраиваться и изучать изменения, которые регулирует закон.
Кстати, кто не знает, ОДН переводится как общедомовые нужды. То есть блага, которыми по идее пользуются все жильцы. Это отопление, водоснабжение, электричество, уборка, вывоз мусора, работы на придомовой территории и не только. За все это надо платить, и делает это каждый из жильцов дома. Кто-то платит больше, кто-то меньше, но платежки приходят в регулярном порядке. Но как ответственный гражданин каждый человек должен разобраться, в чем же заключаются изменения, и как их наличие повлияет на расходы владельцев квартир.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Нормативы на ОДН холодную и горячую воду
Расход холодной и горячей воды, предназначенной для общих надобностей в многоэтажке, определен нормативом, как гласят требования к качествам этого сервиса. Все предусматривается законодательством или другими специальным правомерным актом РФ.
Ими учитывается:
- Этажи, число подъездов.
- Изнашиваемость внутридомовой коммуникационной системы.
- Величина обслуживаемой прилегающей территории.
- Теплоснабжение.
- Горячее водоснабжение.
- Снабжение жилых помещений специализированными приборами.
- Полотенцесушители, стояки (изолированном, неизолированном виде).
- Общие приборыводы в многоэтажке.
Установив количество потребленных литражей воды на общие помещения, числящихся имуществом многоэтажки, эти метражи считаются суммарными, их не причисляют к квартирам.
Вся информация указывается в техпаспорте домостроения, описываются:
- метражи лестничных пролетов;
- переходы лестниц;
- площади коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей;
- комнаты для колясок;
- уголки для охранников, консьержки.
Эти метражи в домостроении не должны принадлежать никому из жильцов. Нормативный акт использования любого водоснабжения действует для общежитий и коммуналок.
Полезно знать! Нормативы предоставляются таблицей и определяются местными муниципальными органами, поэтому суммы, предназначенные для оплаты в регионах, будут отличатся.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2021 года
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме – по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно – нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ.
На протяжении нескольких последних лет Правительство РФ рекомендует субъектам применять практику ежегодного повышения тарифов ЖКХ минимум на процент прогнозируемой в течение текущего года инфляции. При этом муниципальным властям разрешается корректировать процент индексации, исходя из состояния собственных бюджетов. В столице темпы увеличения тарифов традиционно остаются одними из самых больших, а главной причиной этого чиновники называют постоянно растущие издержки местных управляющих компаний. Прогнозы коммунальщиков на ближайшие 3 года, к сожалению, неутешительны: тарифы будут продолжать расти ежегодно, а Москва будет оставаться лидером по величине их индексации.
Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.
Появится возможность контролировать затраты и в каждой отдельной квартире с помощью приборов учета. Они дают более точные показатели, соответственно, легко понять, где потребление ресурсов в пределах нормы, а где выше.
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
Оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме в 2021 году
Как правило, в органы прокуратуры обращаются в случае, если предыдущие жалобы не дали результата. Сюда можно обращаться сразу, если допущены серьезные нарушения, такие как регулярное внесение в квитанции значительных платежей за несуществующие услуги большинству жильцов или при наличии доказательства хищения средств.
В этом случае можно говорить о наступлении уголовной ответственности, поэтому проверка проводится более тщательно. Заявление можно подать в районную прокуратуру лично или направить по почте заказным письмом. Также допускается заполнение заявления через онлайн форму на сайте областной прокуратуры, но в этом случае месячный срок рассмотрения может увеличиться.
Время чтения: 5 минут
В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды».
Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением.
Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.
Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.
Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:
- мытье лестниц и лестничных площадок;
- промывание сетевых коммуникаций;
- полив палисадников и газонов;
- внутридомовые потери в водосетях и пр.
По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:
- сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
- технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
- опрессовка системы отопления;
- технические потери и так далее.
Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.
Узнайте подробнее, что входит в общедомовые нужды.
Нормы о водоотведении на ОДН
Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 № 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04, что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».
Однако уже 29 июня 2020 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей .
Сколько россияне задолжали за коммуналку
Не так давно глава строительного ведомства Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб.
По его словам, большинство жителей «довольно дисциплинировано» платят за ЖКХ и должников среди них – шесть процентов.
Вторую группу должников составляют юридические лица-посредники, например управляющие компании. По его словам, Минстрой рассчитывает в будущем решить эту проблему, исключив посредников из цепочки оплаты за потребленные жителями ресурсы.
Ещё одна обязанность жильцов — выбрать один из трёх способов управления МКД:
- непосредственное управление,
- управление ТСЖ или ЖК,
- управляющая организация.
Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.
Плюсы и минусы установки счетчика воды
Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.
К минусам многие относят и необходимость ежемесячного снятия показаний и передачи их в коммунальные службы. Делать это нужно в определенные даты. И часто жильцы об этом забывают. В итоге приходится платить по средним показаниям, добиваться перерасчета. Это лишние затраты денег, времени и нервов.
Но в целом использование водомера для граждан страны обходится относительно дешево. А, если придерживаться ряда рекомендаций, то можно очень хорошо сэкономить на оплате коммуналки.